Достоевский Ф.М.
Мальчик у Христа на елке
Но я романист, и, кажется, одну "историю” сам сочинил. Почему я пишу:
"кажется”, ведь я сам знаю наверно, что сочинил, но мне всё мерещится, что это
где-то и когда-то случилось, именно это случилось как раз накануне Рождества, в
каком-то огромном городе и в ужасный мороз.
Мерещится мне, был в подвале мальчик, но ещё очень маленький, лет шести или
даже менее. Этот мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале. Одет он
был в какой-то халатик и дрожал. Дыхание его вылетало белым паром, и он, сидя в
углу на сундуке, от скуки нарочно пускал этот пар изо рта и забавлялся, смотря,
как он вылетает.
Но ему очень хотелось кушать. Он несколько раз с утра подходил
к нарам, где на тонкой, как блин, подстилке и на каком-то узле под головой
вместо подушки лежала больная мать его. Как она здесь очутилась? Должно быть,
приехала со своим мальчиком из чужого города и вдруг захворала. Хозяйку углов
захватили ещё два дня тому в полицию; жильцы разбрелись, дело праздничное, а
оставшийся один халатник уже целые сутки лежал мертво пьяный, не дождавшись и
праздника.
В другом углу комнаты стонала от ревматизма какая-то
восьмидесятилетняя старушонка, жившая когда-то и где-то в няньках, а теперь
помиравшая одиноко, охая, брюзжа и ворча на мальчика, так что он уже стал
бояться подходить к её углу близко. Напиться-то он где-то достал в сенях, но
корочки нигде не нашел и раз в десятый уже подходил разбудить свою маму.
Жутко стало ему наконец в темноте: давно уже начался вечер, а огня не зажигали. Ощупав лицо мамы, он подивился, что она совсем не двигается и стала такая же холодная, как стена. "Очень уж здесь холодно”, — подумал он, постоял немного, бессознательно забыв свою руку на плече покойницы, потом дохнул на свои пальчики, чтоб отогреть их, и вдруг нашарив на нарах свой картузишко, потихоньку, ощупью, пошёл из подвала. Он еще бы и раньше пошел, да всё боялся вверху, на лестнице, большой собаки, которая выла весь день у соседских дверей. Но собаки уже не было, и он вдруг вышел на улицу.
— Господи, какой город! Никогда еще он не видал ничего такого. Там, откуда
он приехал, по ночам такой черный мрак, один фонарь на всю улицу. Деревянные
низенькие домишки запираются ставнями; на улице, чуть смеркнется — никого, все
затворяются по домам, и только завывают целые стаи собак, сотни и тысячи их,
воют и лают всю ночь.
Но там было зато так тепло и ему давали кушать, а здесь —
Господи, кабы покушать! И какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и
кареты, и мороз, мороз! Мерзлый пар валит от загнанных лошадей, из жарко
дышащих морд их; сквозь рыхлый снег звенят об камни подковы, и все так
толкаются, и, Господи, так хочется поесть, хоть бы кусочек какой-нибудь, и так
больно стало вдруг пальчикам.
Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб
не заметить мальчика. Вот и опять
улица, — ох какая широкая! Вот здесь так раздавят наверно; как они все кричат,
бегут и едут, а свету-то, свету-то! А это что? Ух, какое большое стекло, а за
стеклом комната, а в комнате дерево до потолка; это ёлка, а на ёлке сколько
огней, сколько золотых бумажек и яблоков, а кругом тут же куколки, маленькие
лошадки; а по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и
едят, и пьют что-то.
Вот эта девочка начала с мальчиком танцевать, какая
хорошенькая девочка! Вот и музыка, сквозь стекло слышно. Глядит мальчик,
дивится, уж и смеется, а у него болят уже пальчики и на ножках, а на руках
стали совсем красные, уж не сгибаются и больно пошевелить. И вдруг вспомнил
мальчик про то, что у него так болят пальчики, заплакал и побежал дальше, и вот
опять видит он сквозь другое стекло комнату, опять там деревья, но на столах
пироги, всякие — миндальные, красные, желтые, и сидят там четыре богатые
барыни, а кто придёт, они тому дают пироги, а отворяется дверь поминутно,
входит к ним с улицы много господ. Подкрался мальчик, отворил вдруг дверь и
вошел. Ух, как на него закричали и замахали!
Одна барыня подошла поскорее и
сунула ему в руку копеечку, а сама отворила ему дверь на улицу. Как он
испугался! А копеечка тут же выкатилась и зазвенела по ступенькам: не мог он
согнуть свои красные пальчики и придержать ее. Выбежал мальчик и пошел
поскорей-поскорей, а куда, сам не знает. Хочется ему опять заплакать, да уж
боится, и бежит, бежит и на ручки дует. И тоска берет его, потому что стало ему
вдруг так одиноко и жутко, и вдруг, Господи! Да что ж это опять такое? Стоят
люди толпой и дивятся; на окне за стеклом три куклы, маленькие, разодетые в
красные и зеленые платьица и совсем-совсем как живые! Какой-то старичок сидит и
будто бы играет на большой скрипке, два других стоят тут же и играют на
маленьких скрипочках, и в такт качают головками, и друг на друга смотрят, и
губы у них шевелятся, говорят, совсем говорят, — только вот из-за стекла не
слышно.
И подумал сперва мальчик, что они живые, а как догадался совсем, что
это куколки, — вдруг рассмеялся. Никогда он не видал таких куколок и не знал,
что такие есть! И плакать-то ему хочется, но так смешно-смешно на куколок.
Вдруг ему почудилось, что сзади его кто-то схватил за халатик: большой злой
мальчик стоял подле и вдруг треснул его по голове, сорвал картуз, а сам снизу
поддал ему ножкой.
Покатился мальчик наземь, тут закричали, обомлел он, вскочил
и бежать-бежать, и вдруг забежал сам не знает куда, в подворотню, на чужой
двор, — и присел за дровами: "Тут не сыщут, да и темно”.
Присел он и скорчился, а сам отдышаться не
может от страху и вдруг, совсем вдруг, стало так ему хорошо: ручки и ножки
вдруг перестали болеть и стало так тепло, так тепло, как на печке; вот он весь
вздрогнул: ах, да ведь он было заснул! Как хорошо тут заснуть: "Посижу здесь и
пойду опять посмотреть на куколок, — подумал мальчик и усмехнулся, вспомнив про
них, — совсем как живые!”
И вдруг ему послышалось, что над ним запела его мама
песенку.
— Мама, я сплю, ах, как тут спать хорошо!
— Пойдем ко мне на елку, мальчик, — прошептал
над ним вдруг тихий голос.
Он подумал было, что это всё его мама, но нет, не
она; кто же это его позвал, он не видит, но кто-то нагнулся над ним и обнял его
в темноте, а он протянул ему руку и... и вдруг, — о, какой свет! О, какая ёлка!
Да и не ёлка это, он и не видал еще таких деревьев!
Где это он теперь: всё
блестит, всё сияет и кругом всё куколки, — но нет, это всё мальчики и девочки,
только такие светлые, все они кружатся около него, летают, все они целуют его,
берут его, несут с собою, да и сам он летит, и видит он: смотрит его мама и
смеется на него радостно.
— Мама! Мама!
Ах, как хорошо тут, мама! — кричит ей мальчик, и опять целуется с детьми, и
хочется ему рассказать им поскорее про тех куколок за стеклом.
— Кто вы,
мальчики? Кто вы, девочки? — спрашивает он, смеясь и любя их.
— Это Христова ёлка, — отвечают они ему.
— У
Христа всегда в этот день ёлка для маленьких деточек, у которых там нет своей
ёлки...
— И узнал он, что мальчики эти и девочки все были всё такие же, как он,
дети, но одни замерзли еще в своих корзинах, в которых их подкинули на лестницы
к дверям петербургских чиновников, другие задохлись у чухонок, от
воспитательного дома на прокормлении, третьи умерли у иссохшей груди своих
матерей (во время самарского голода), четвертые задохлись в вагонах третьего
класса от смраду, и все-то они теперь здесь, все они теперь как ангелы, все у
Христа, и он сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их и их
грешных матерей...
А матери этих детей все стоят тут же, в сторонке, и плачут;
каждая узнаёт своего мальчика или девочку, а они подлетают к ним и целуют их,
утирают им слезы своими ручками и упрашивают их не плакать, потому что им здесь
так хорошо...
А внизу, наутро, дворники нашли маленький трупик забежавшего и
замерзшего за дровами мальчика; разыскали и его маму...
Та умерла ещё прежде
его; оба свиделись у Господа Бога на Небе.
И зачем же я сочинил такую историю, так не идущую в обыкновенный разумный дневник, да еще писателя? А ещё обещал рассказы преимущественно о событиях действительных! Но вот в том-то и дело, мне всё кажется и мерещится, что всё это могло случиться действительно, — то есть то, что происходило в подвале и за дровами, а там об ёлке у Христа — уж и не знаю, как вам сказать, могло ли оно случиться или нет? На то я и романист, чтоб выдумывать.